Telegram VK YouTube
ЗАКАЗАТЬ ДЕМОНСТРАЦИЮ 1C:ERP 2
ГлавнаяБлогПроект внедрения «1С:ТОиР» на производственном предприятии. Что пришлось доработать

Блог

×

Заказать обратный звонок

Поля обязательные для заполнения
×

Заказать демонстрацию 1С:ERP

Поля обязательные для заполнения
15.07.2024 Статьи экспертов

Проект внедрения «1С:ТОиР» на производственном предприятии. Что пришлось доработать

anton-mordovin-bel.png

Автор:
Антон Мордовин, руководитель проектов
Внедренческого центра «Раздолье»

        Большую часть проектов комплексной автоматизации в течение 23-х лет работы наша команда проводит именно на производственных предприятиях. В этом материале мы решили поделиться опытом и рассмотреть один из реализованных проектов внедрения «1С:Техническое обслуживание и управление ремонтами» («1С:ТОиР») в интеграции с «1С:ERP Управление предприятием» («1С:ERP») на крупном машиностроительном предприятии. Вероятно, многие не только узнают процессы, которые происходят на предприятиях, но и найдут ответы на какие-то свои вопросы.

          До старта внедрения «1С:ТОиР» и «1С:ERP»


        На старте проекта внедрения на предприятии было около 100 пользователей автоматических рабочих мест (АРМ). Активно используемого оборудования на заводе насчитывалось порядка 2500 единиц. Ремонты планировались частично в самописной системе учёта оборудования, частично – в Excel.

        Внедрить «1С:ERP Управление предприятием» и «1С:Техническое обслуживание и ремонты» предприятие решило по нескольким причинам. И первой из них стало получение недостоверных данных. Самописная система, которую использовали для планирования ремонтов, давала сбои: в разных разделах этого программного продукта специалисты предприятия получали разную информацию. Для расчёта ремонтного цикла использовались определённые коэффициенты: на одной закладке в отделе главного технолога могло быть написано одно значение, в отделе главного механика – другое значение или значение вообще не было указано, то есть данные были местами недостоверны. Кроме планирования ремонтов, в Excel считались также и сметы, и это приводило к погрешностям. Заказчик проекта поставил задачу: внедрить удобную гибкую систему, которая позволяет планировать сметы, работы, расходы на основании достоверных данных.

        Сберечь средства и время с «1С:ТОиР»


        Мы реализовали механизм, который позволял учитывать загрузку оборудования, чтобы заказчик мог экономить на обслуживании оборудования, которое используется редко. При большом штате и количестве оборудования такая информация позволила сократить расходы на техобслуживание.

        Поскольку на предприятии шло укрупнённое планирование расходов, проект был реализован с учётом этой особенности работы предприятия. В связи с большим количеством оборудования сотрудникам предприятия было бы проблематично прописывать техкарты на каждое оборудование. Поэтому систему не нужно было настраивать детально, с пониманием всего, что будет использовано в ремонте, достаточно было укрупнённого учёта без излишней детализации. Плюс такого подхода в том, что работа с подобной системой автоматизации не будет приводить к дополнительной нагрузке на сотрудников. Также была спланирована система расставления приоритетов проведения ремонта, техобслуживания.

        Основные справочники, которые вот мы дорабатывали в «1С:ТОиР»


        Справочник «Типовые объекты ремонта» [данный справочник – аналог «Классов объектов эксплуатации» в «1С:ERP»]. Мы объединяем оборудование в классы и для определённого типового объекта ремонта мы настраиваем ремонтный цикл, видим, с каким интервалом у нас производится техобслуживание, видим техкарты, которые привязаны [Отметим, что техкарты обезличены и фактически обозначают только вид ремонта/обслуживания: осмотр перед ремонтом, техобслуживание, текущий средний ремонт и т.д. Интервал обслуживания мы определяем по нормативной деятельности: если оборудование относится к легким средним станкам, к примеру, до 10 тонн, то соответственно интервал от капитального до капитального ремонта будет 270 месяцев].

projekt-vnedrenija-1s-toir-1.png

        Для типовых объектов ремонта у нас также используются коэффициенты ремонтных особенностей. У заказчика их очень много. К примеру, на данном слайде указаны 7 коэффициентов для данной ремонтной группы, которые влияют на построение ремонтного цикла. То есть если у нас время работы оборудование увеличивается, то длительность ремонтного цикла соответственно автоматически сокращается, ремонтировать оборудование будут чаще.

projekt-vnedrenija-1s-toir-2.png

        Чтобы проверить, как построен ремонтный цикл, мы можем на закладке «Нормативы планирования» мы видим, как построен цикл, его описание и краткую справку.

projekt-vnedrenija-1s-toir-3.png

        Откуда мы черпаем данные для построения ремонтных циклов?


        У нас настроена интеграция «1С:ТОиР» с «1С:ERP Управление предприятием», которую также успешно внедрили.

        Предприятие может закупать разное оборудование, в том числе то, которое не требует ремонтного обслуживания. Например, какую-то офисную технику и прочее. По правилам бухучёта, мы должны поставить такую технику на учёт, но в то же время она нам не нужна в «1С:ТОиРе», поскольку учёт её обслуживания в этой системе не ведётся. В то же время всё оборудование, по которому на предприятии ведётся учёт, попадает в «1С:ТОиР». Для того, чтобы исключить его, мы добавили в систему возможность установить флаг, по которому оборудование будет загружаться в «1С:ERP» и не будет – в «1С:ТОиР».

projekt-vnedrenija-1s-toir-4.png

        Поскольку требуется учитывать не только основные средства как объекты эксплуатации, но и малоценное оборудование, которое в системе автоматически сразу списывается и не попадает в основные средства и в «1С:ТОиР», чтобы исправить ситуацию, мы доработали систему: добавили соответствующий флаг с указанием класса «Малоценное оборудование» [При принятии к учёту малоценного оборудования при проведении документа внутреннего потребления мы устанавливаем флаг, и оборудование попадает в «1С:ТОиР», и мы можем вести планирование и учёт его обслуживания и ремонта].

        Блок «Основные параметры оборудования» в «1С:ТОиР»


projekt-vnedrenija-1s-toir-5.png

        Поскольку на предприятии есть оборудование, которое работает, условно, 10 минут. Система автоматически пренебрегает его ремонтом. В то же время это оборудование для предприятия имеет огромнейшее значение. Мы провели доработку, которая позволяет устанавливать флаг «Лимитирующее оборудование» и таким образом показывать системе, что это оборудование – в приоритете и должно проходить всё необходимое ТО и ремонты в обязательном порядке, обслуживать его нужно идеально по графику.

projekt-vnedrenija-1s-toir-10.png

        Развитие системы потребовалось также в связи с тем, что на предприятии решили использовать возможность сэкономить на малозначимых типах ремонта, обслуживания. Мы ввели понятия «полный / неполный тип обслуживания». Используя его, можно также регулировать настройку графика ТО и ремонта оборудования, исключив или снизив частоту каких-то из работ с оборудованием, которое не играет важной роли в производстве.

projekt-vnedrenija-1s-toir-7.png

        Для того чтобы нам рассчитать плановую смету, понять сколько будут стоить такие-то ремонты, мы ввели понятие «Единицы ремонтной сложности» (ЕРС). В нашем случае оно делится на 3 направления:  механическое, электрическое, электронное.

projekt-vnedrenija-1s-toir-6.png projekt-vnedrenija-1s-toir-11.png      
        Манипулируя этими единицами, мы рассчитываем какое количество нормочасов по каким операциям требуется провести. Благодаря этому мы можем понять, какая завтра будет загрузка, сколько нормочасов займут работы.

projekt-vnedrenija-1s-toir-9.png

        Доработка «1С:ТОиР» для расчёта времени работы оборудования


projekt-vnedrenija-1s-toir-12.png

        Для расчёта времени работы оборудования мы использовали возможности самописной системы, в которой уже вели работу на предприятии [для такого рода расчёта функционал ПО подходит], провели интеграцию с «1С:ТОиР» и получаем информацию о времени работы оборудования.

        В результате после загрузки оборудования мы понимаем, что какой перечень объектов ремонтов с коэффициентами загрузки. Расчёт производится по средней и по медианной. Специалист может выбрать, по какому алгоритму ему вести расчёт значений.

        Доработка «1С:ТОиР» для расчёта параметров оборудования


projekt-vnedrenija-1s-toir-13.png

        В этом документе с учётом тех водных данных, которые мы загрузили ранее в коэффициенты, мы можем также изменить такие параметры как «Критичность», «Время работы» и «Тип оборудования/ремонтов». Эти три единицы влияют на построение ремонтного цикла. После изменения параметров программа автоматически производит перерасчёт.

projekt-vnedrenija-1s-toir-14.png

        Доработка «1С:ТОиР» по статьям калькуляций


projekt-vnedrenija-1s-toir-15.png

        Как говорилось ранее, в рамках реализованного проекта мы не планируем учёт по запчастям, хотя конфигурация и позволяет настроить такой учёт. Учёт потребностей материально-технического обеспечения производится в «1С:ERP», там же до деталей создаются заявки на внутреннее потребление по материалам и прочему, но наша задача – планировать ТО и ремонты на год с примерным пониманием затрат. На данном документе есть графа «Проценты», в которой ежегодно устанавливаются проценты. При этом для каждого подразделения действуют свои коэффициенты, по значению которых будет производиться расчёт сметы укрупнённо по статьям калькуляции, без детализации [планирование происходит в августе на весь следующий год, и подетальное планирование в данном случае проводить нереально].

        Данные статьи калькуляции связаны (интегрированы) с «1С:ERP»: если они заводятся в ERP-систему, то они соответственно выгружаются и в «1С:ТОиР», чтобы была синхронизация по кодам, чтобы затем по этим же кодам значения, рассчитанные по смете, выгружались обратно.

        Планирование в «1С:ТОиР»

        План-график


projekt-vnedrenija-1s-toir-16.png

        В системе мы используем следующий график. Он почти типовой: подправили график мы лишь в том плане, что он заполняется штатными средствами. Единственное, что здесь осмотры перед ремонтами, проверки на биометрическую точность идут по особому алгоритму, который отличается от типового. В алгоритмы расчёта мы не вмешивались, поскольку данный модуль защищён от стороннего вмешательства, а дорабатывали непосредственно сам «План-график», чтобы после расчёта основного графика мы добавляли свои дополнительные ремонтные работы.

projekt-vnedrenija-1s-toir-17.png

        Это форма с дополнительными значениями, которые важны для заказчика, которому нужно знать категорию ремонтной сложности, группу значимости оборудования, процент загрузки. Ну и соответственно, от этого идёт расчёт работ по обслуживанию и ремонту.

        Смета


        Сама смета выглядит следующим образом.

projekt-vnedrenija-1s-toir-18.png

        В верхней части документа у нас стандартно указывается оборудование и когда, в какие сроки мы должны провести определённые виды ремонтов. В нижней части указываются техкарты, которые соответствуют данному виду ремонта. К примеру, текущий ремонт состоит из 2-х техкарт: текущий ремонт механический (ТР механический) и текущий ремонт электрический (ТР электрический). Механический и электрический ремонты далее делятся по операциям (механическая, станочная и пр.).

        В колонке «Исполнитель» мы соответственно видим, какое подразделение эти работы исполняет.

        С правой стороны документа мы добавили закладку «Расчёт сметы». В ней происходит расчёт значений по статьям калькуляции с учётом тех процентов, которые мы заложили для подразделения, проводящего ремонт, на определённый период времени. Нормочасы подтягиваются из карточки оборудования. Учитывая количество нормочасы, единицы ремонтной сложности по механической части, система рассчитывает предполагаемый размер оплаты труда, которая берётся как база для расчёта.

        Добавлена также колонка «Способ расчёта», в которой мы можем выбрать, делаем ли мы смету по статьям калькуляции как по формуле, или как по определённым фиксированным значениям. Она используется для того, чтобы специалист, если он понимает, что сумма, рассчитанная системой по каким-то причинам однозначно будет превышена, мог указать другую, большую сумму («фиксированную сумму»).

        Механизм для работы по статьям калькуляции выглядит довольно просто, однако его реализация не была лёгкой.

        В результате расчёта сметы у нас формируется ряд отчётов, которые выстраиваются динамически, с учётом данных тех операций, техкарт, которые входят в определённый блок работ по ремонту/ТО.

        Рассмотрим отчёт по смете на текущий ремонт технологического оборудования за определённый период, например, за полгода.

projekt-vnedrenija-1s-toir-19.png
projekt-vnedrenija-1s-toir-20.png        
Программа рассчитала, стоимость рабочей силы, то есть общую трудоёмкость, разложила по техоперациям. Изучая данные, я понимаю, сколько нормочасов будет затрачено, какую сумму составит оплата труда механиков, станочников, какой будет основная зарплата, какую сумму составят цеховые расходы, оплата топлива и энергетики, стоимость материалов и т.д. Колонки идут по статьям калькуляции, также мы видим итоговую ориентировочную стоимость ремонта/ТО, которые запланированы в следующем году.

        Кроме того, в документе есть пометка о том, что он смета относится к расчёту работ по гособоронзаказу. На предприятии решили вести учёт по направлениям деятельности для обеспечения раздельного учёта в рамках разных направлений: условно говоря, средние ремонты проводятся под одно направление деятельности, текущие ремонты – под другое направление деятельности, чтобы экономисты могли различить работу между разными направлениями, когда ведут расчёт, учёт уже на стороне «1С:ERP». Экономистам важно видеть полный список затрат, не только прямые, но и все общепроизводственные, постатейные, которые формируют стоимость, плановую калькуляцию [в «ТОиРе» у нас отражаются затраты, которые идут на ремонты].

        Что отражается на стороне «1С:ERP» при интеграции с «1С:ТОиР»


        В «1С:ERP» с документе «Плановая калькуляция» мы видим кнопку «Заполнить из ТОиР». При клике по ней подтянутся данные из «1С:ТОиР». В «1С:ERP» есть и множество других статей калькуляции, но в данном случае нашего предмета изучения это не касается.

projekt-vnedrenija-1s-toir-21.png        Оперативная деятельность ремонтной службы


        Рассмотрим автоматизированное рабочее место (АРМ) диспетчера.

projekt-vnedrenija-1s-toir-22.png

        В АРМ типового решения не хватало информации, которая давала бы представление, когда, в какие числа нужно вывести в ремонт определённое оборудование, обслуживающие или ремонтные мероприятия будут проводиться. Поэтому в закладках у нас появились вкладка «Плановые работы» с необходимой информацией. Использование такой доработки позволяло оперативно известить ремонтную службу о том, что определённое оборудование готово к ремонту.

        Рабочее место ремонтной службы в «1С:ТОиР»


projekt-vnedrenija-1s-toir-23.png

        Автоматизированное место тоже почти типовое. В нём не хватало вкладки по плановой работе, которую мы реализовали. Используя её, ремонтная служба даёт знать диспетчерам, что оборудование принято в работу или работы с оборудованием завершены, после чего цеховая служба осуществляет приёмку работ и их принимает/не принимает.

        С вебинаром по внедрению «1С:ТОиР» можно ознакомиться на YouTube-канале:

Для обращения по вопросам внедрения «1С:Техническое обслуживание и ремонты» и других решений для комплексной автоматизации бизнеса, а также по вопросам обучения специалистов Вы можете воспользоваться мессенджерами, электронной почтой или номером телефона, указанными на сайте.

С уважением, команда Внедренческого центра «Раздолье»

Ближайшие мероприятия

Получить консультацию

Заполните форму, и наш специалист свяжется с вами в течение 1 часа в рабочее время.

Имя и фамилия

Телефон

Поля обязательные для заполнения —