Специфика учета в оперативном расчете себестоимости и складском учете
Требования к складскому учету - во всех складских документах должна оперативно отражаться себестоимость ТМЦ. То есть, если материалы перемещаются со склада на склад или передаются в производство, то в печатных формах документов сразу должна отражаться фактическая себестоимость. Это требование заказчика связано с выполнением гособоронзаказа и необходимостью обосновывать понесенные затраты перед проверяющими органами.
Специалисты ВЦ "Раздолье" доработали типовую конфигурацию так, чтобы эта информация была доступна в печатных формах, и в конце месяца можно было посмотреть отчет по отклонению сумм в документах от средней стоимости.
Также, в связи с большим количеством пользователей, была централизована и регламентирована работа с базовыми справочниками (контрагенты, номенклатура). Был реализован документ «Заявка на создание НСИ», который в зависимости от определенных настроек, адресуется сотруднику, ответственному за конкретный тип номенклатуры или контрагентов.
Многоэтапный сложный расчет себестоимости
У предприятия достаточно сложная система учета и распределения затрат:
Одни и те же затраты в разных ситуациях могут иметь разные базы распределения. Базы распределения затрат для каждого цеха свои и рассчитываются ежемесячно.
Для конкретных заказов могут быть определены лимиты отнесения на них тех или иных затрат.
Фактически каждый цех предприятия - это отдельное ЦФО, и расчет прямой себестоимости производится внутри каждого цеха отдельно. После этого из полученных затрат отдельных цехов собираются полная себестоимость продукции. Дополнительно цеха оказывают друг другу различные услуги, передают затраты и т.д. Ситуация осложнялась тем, что использование полуфабрикатов в учете было невозможно в связи с особенностями учетной политики предприятия (требуется информация именно о первичных затратах, которые пошли на производство той или иной продукции).
С учетом того что у предприятия порядка 30 производственных подразделений (ЦФО), решение этой задачи оказалось наиболее сложным и потребовало длительной отладки.
Масштаб предприятия
На предприятии в работе одновременно находится несколько сотен тысяч производственных заданий. Даже относительно несложные задачи требовали значительных трудозатрат на запуск их в работу в новой системе. Например, проведение документов начальных остатков требовало десятков часов, а стандартные процедуры обновления конфигурации занимали несколько дней.
В связи с таким масштабом работ, пришлось переписать множество стандартных механизмов программы для оптимизации их производительности.