Telegram VK YouTube
ЗАКАЗАТЬ ДЕМОНСТРАЦИЮ 1C:ERP 2
ГлавнаяБлогНалоговый мониторинг, опыт перехода крупного предприятия

Блог

×

Заказать обратный звонок

Поля обязательные для заполнения
×

Заказать демонстрацию 1С:ERP

Поля обязательные для заполнения
01.09.2021 Статьи экспертов

Налоговый мониторинг, опыт перехода крупного предприятия

Почему решили переходить? Были ли сомнения? Что окончательно убедило?

Налоговый мониторинг – новая и достаточно молодая форма взаимодействия предприятий с налоговыми органами. Появившись в 2005 году в Нидерландах в качестве эксперимента «Программа горизонтального мониторинга» оказалась весьма успешной и востребованной во многих странах как взаимовыгодный инструмент, основанный на принципиальном изменении в работе налоговых служб – переход от вертикального контроля (т.е. налоговых проверок) к горизонтальному, основанному на взаимном доверии, прозрачности и риск-ориентированном подходе.   

В России применение горизонтального мониторинга было начато в 2012 году также в качестве эксперимента, а с 2015 года он получил официальный статус «форма налогового контроля» и под названием «Налоговый мониторинг» стал доступен всем налогоплательщикам, соответствующим суммовым критериям[1], изложенным в п.3 ст. 105.26 Налогового Кодекса РФ.

Однако первоначально большого интереса у российских компаний налоговый мониторинг не вызвал. У нашего предприятия целесообразность перехода на него также достаточно долго вызывала сомнения, поскольку помимо выгод и преимуществ переход на новую форму налогового контроля имел целый ряд сложностей и недостатков:

 

Преимущества

Недостатки

  •     Публичное официальное признание компании ответственным налогоплательщиком (имидж)

  •     Полное раскрытие информации налоговым органам, предоставление он-лайн доступа к учетным системам, постоянный налоговый контроль.


  •     Повышение качества внутреннего контроля и налогового учета в результате выполнения требований налогового мониторинга


  •   Повышаются требования к качеству данных и скорости их подготовки, к прозрачности информации

  •   Освобождение от камеральных и выездных налоговых проверок, снижение расходов на их проведение

Однако по факту часть проверок все равно возможна. Например, сохраняются встречные проверки, налоговый мониторинг не распространяется на трансфертное ценообразование.

  •   Данные предоставляются чаще и в большем объеме, при этом налоговые органы могут в любое время запрашивать любые пояснения и документы
  •   Большие затраты на доработку ИТ-систем и системы внутреннего контроля (СВК)  т.к. налоговый мониторинг предполагает расширенное информационное взаимодействие и предъявляет ряд специфических требований к организации СВК.


  •   Снижение риска доначисления налогов, пеней и штрафов при получении и выполнении мотивированных мнений

  •   Повышение вероятности обнаружения налоговых рисков, т.к. требуется самостоятельно информировать о них налоговые органы


  •   «Быстрое закрытие» налоговых периодов (в сравнении с традиционной формой контроля) – не позднее 9 месяцев после окончания года

  •   Необходимость постоянной актуализации СВК
  •   Появление дополнительной обязанности по регулярной подготовке и предоставлению отчётности по СВК


Дополнительным аргументом против для нас являлась слабая проработка законодательной базы по налоговому мониторингу, так как содержащиеся в ней ограничения и оговорки частично нивелировали преимущества налогового мониторинга (например, сохранялась возможность проведения традиционных налоговых проверок при подаче уточненных деклараций с уменьшением суммы налога), а высокая степень неопределенности требований к ИТ-системам, информационной безопасности, СВК и др. увеличивала риски и трудозатраты предприятия.

Однако по мере развития и совершенствования механизма налогового мониторинга к началу 2019 года наше отношение к нему изменилось. Окончательно в пользу перехода нас убедило следующее:

  1. Переход налогового мониторинга из стадии эксперимента в долгосрочный тренд и перспективное направление, позволяющее повысить эффективность взаимодействия с налоговыми органами и определяемое ФНС России как стратегическое направление развития налогового контроля для крупнейших налогоплательщиков.Безымянный2.png
  2. Системное развитие нормативной базы по налоговому мониторингу, в том числе принятие «Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга» (утв. Распоряжение Правительства РФ от 21.02.2020 N 381-р) и Директивы Правительства Российской Федерации от 13.12.2019 N 11528п-П13 о переходе на налоговый мониторинг компаний с госучастием.

Как выстроили план перехода? Что не учли? Что можно посоветовать тем, кто только начинает этот путь?

Переход на налоговый мониторинг был разделен на четыре этапа, реализация которых происходила последовательно-параллельно. Ниже приведена итоговый график проекта (с учетом переносов сроков):

Безымянный.png

1 этап:  Определение параметров участия

Подготовительный этап, на котором были приняты ключевые решения, определившие дальнейший ход проекта:

  •       Выбрана дата перехода.
  •       Выбран способ информационного взаимодействия.
  •       Определен подход к степени соответствия ИТ-систем и СВК требованиям налоговых органов.

Результатом этого этапа стало:

  •       Формирование рабочей группы проекта, в которую вошли сотрудники бухгалтерии, внутреннего аудита, юридической и ИТ службы, а также привлеченные внешние консультанты.
  •        Составление Плана мероприятий по подготовке перехода на налоговый мониторинг ("Дорожной карты"), включая сроки и очередность выполнения работ.
2 этап:    Диагностика ИТ-систем, систем учета, СВК

Этот этап представлял собой продолжение подготовительных мероприятий и включал в себя проведение инвентаризации и оценку на предмет соответствия требованиям ФНС России для участия в налоговом мониторинге:

  •        существующих ИТ-систем и СВК, включая анализ локальных нормативных документов,
  •        существующей системы ведения бухгалтерского и налогового учета, формирования отчетности и регистров налогового учета, включая оценку достаточности существующих аналитик и степени автоматизации формирования отчетности и налоговых регистров.

Результатом этого этапа стала:

  •        разработка перечня мероприятий и рекомендаций по совершенствованию ИТ-систем, СВК, системы ведения учета и формирования отчетности с целью достижения минимально необходимого уровня, соответствующего требованиям ФНС России для участия в налоговом мониторинге.
3 этап:    Подготовка и согласование РИВ и прочих документов

Действующее российское законодательство предоставляет участникам налогового мониторинга достаточно широкий выбор используемых информационных систем, порядка доступа к ним, защиты передаваемой информации, подходов к организации внутреннего контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов и многих других вопросов.

Поэтому данный этап являлся ключевым, т.к. здесь были определены правила и особенности взаимодействия предприятия с налоговыми органами, которых обе стороны обязаны придерживаться в процессе налогового мониторинга. 

Результатом этого этапа стали согласованные с налоговыми органами проекты:

  •       Регламента информационного взаимодействия с налоговыми органами (РИВ),
  •       Документов об СВК, предоставляемых вместе с Заявлением о проведении налогового мониторинга.
4 этап:    Настройка и доработка ИТ-систем, учета и СВК

Этот этап являлся завершающим и стал самым продолжительным и затратным. Мероприятия по его реализации были выделены в три отдельных проекта:

  •       Нормализация налогового учета (проект бухгалтерии):
    •       доработка учетных процессов,
    •       автоматизация и доработка учетных систем,
    •       актуализация внутренних нормативных документов.
  •       Доработка СВК (проект внутреннего аудита и финансовой службы):
    •        доработка внутренних нормативных документов,
    •        доработка контролей и процедур.
  •       Разработка аналитической Витрины данных для налогового мониторинга (проект ИТ):
    •        настройка Витрины данных, подключение к ней ИФНС,
    •        подготовка учетных систем к интеграции с Витриной данных.

Результатом этого этапа стало:

  •       Предоставление налоговым органам доступа к информационной системе (Витрине данных), содержащей весь объем учетных данных от налоговой декларации до первичного документа, а также документов и отчетности по СВК.

В целом наш план перехода оказался правильным и эффективным, ошибку мы совершили только одну – недооценили масштаб предстоящей работы. В результате уже на подготовительном этапе год перехода на налоговый мониторинг был изменен с 2020 на 2021, а в процессе разработки Витрины данных пришлось дважды корректировать Дорожную карту для переноса на более поздний срок ее демонстрации и подключения налоговых органов.

Предприятиям, которые только задумываются о переходе на налоговый мониторинг, можем посоветовать следующее:

  • Трезво оценивать свои силы, ставить реальные сроки и задачи.
  • Помнить о том, что налоговый мониторинг базируется на открытости и взаимном диалоге. Поэтому первое, что надо сделать – обсудить свои планы с сотрудниками налоговых органов. Они готовы к общению, могут предоставить всю необходимую информацию и оказать существенную помощь в подготовке к переходу, что может существенно сэкономить ресурсы предприятия.
Использовали ли консультантов и интеграторов при подготовке к переходу? Почему? Это оказалось правильно?

Нам с самого начало было понятно, что переход на налоговый мониторинг представляет собой достаточно объемный и сложный проект, требующий специальных знаний и существенных трудозатрат. При этом на момент принятия решения о таком переходе собственная экспертиза в нашей компании отсутствовала, а налоговое законодательство содержало лишь очень общий и примерный перечень требований к потенциальным участникам новой формы налогового контроля и информационного взаимодействия.

В результате изложенного на всех этапах проекта мы активно привлекали  внешних консультантов для решения целого ряда задач:

 

Этап проекта

Задача

Кого

привлекали

  •   Определение параметров участия
  •   Подготовка РИВ и прочих документов

  •   Посещение обучающих мероприятий (семинары, вебинары и т.д.)

Консалтинговые фирмы

  •   Диагностика ИТ-систем, системы учета, СВК

  •   Оценка ИТ-систем, систем учета и СВК на предмет соответствия требованиям к участникам налогового мониторинга
  •   Выявление зон доработки, рекомендации по устранению недостатков

Консалтинговые фирмы

  •   Подготовка РИВ и прочих документов
  •   Настройка и доработка систем, процессов, данных

  •   Разработка проектов документов для перехода на налоговый мониторинг (РИВ, документы по СВК)
  •   Разработка локальных нормативных документов, методик и т.д.

Консалтинговые фирмы

  •   Настройка и доработка ИТ-систем

  •   Приобретение базовой конфигурации «Витрина данных для налогового мониторинг»
  •   Настройка базовой конфигурации «Витрины данных» и учетных систем предприятия для интеграции с ней

Разработчики ПО

По итогам реализации проекта решение о привлечении консультантов себя полностью оправдало, т.к. оно позволило:

  • Получить своевременный и качественный результат за счет привлечения экспертных знаний, опыта и готовых наработок (проекты документов, методология СВК, готовое «коробочное решение» для разработки аналитической Витрины данных и др.)
  •  Провести независимую диагностику и оценку состояния и уровня развития нашей автоматизации, систем учета и внутреннего контроля, выявить зоны их доработки и получить рекомендации по дальнейшему развитию.

Как происходил переход? Какие ошибки совершили?

Переход на налоговый мониторинг проводился по двум параллельным направлениям. С одной стороны, велось наполнение Витрины данных документами и информацией, связанными с исчислением (уплатой) налогов и с СВК. С другой стороны, выстраивался и регламентировался процесс взаимодействия подразделений и сотрудников с налоговыми органами и между собой.

И здесь обнаружилась одна ошибка, которую мы допустили: в процессе разработки Витрины данных сделали ставку на внешних и внутренних ИТ-разработчиков и не  включили в состав рабочей группы сотрудников эксплуатационных ИТ-служб предприятия. При переходе на налоговый мониторинг это  привело к отдельным сбоям и задержкам в ее работе по причине их слабого знакомства с новой системой. С учетом изложенного можем дать совет изначально вовлекать в проект как можно больше сотрудников и подразделений компании, т.к. при налоговом мониторинге круг прямого или опосредованного общения с ИНФС значительно расширяется – например, у ИТ-служб появятся новые пользователи (налоговые инспекторы, имеющие доступ в учетные системы предприятий), а сотрудники внутреннего контроля начнут участвовать в формировании налоговой отчетности по СВК.

Первая проверка инспектором – как прошла?

Первые посещения налоговыми инспекторами нашей Витрины данных совершенно не походили на налоговые проверки, т.к. их интересовала форма, а не содержание. Вопросы задавались преимущественно по телефону и сводились к поиску нужных окошек, кнопок и пунктов меню.

В дальнейшем же вопросы стали более традиционными, по содержанию - аналогичными классическим требованиям о предоставлении пояснений/информации, но гораздо более удобными по форме – журнал запросов/ответов в Витрине данных с возможностью дать ссылку на любой документ, учетный регистр или декларацию в этой же Витрине данных.

Первый год на Налоговом мониторинге – какие выводы? Есть ли польза?

Первый год нашего участия еще не завершен, поэтому делать окончательные выводы рано. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что польза от проекта однозначно есть - все краткосрочные цели достигнуты и эффект от них очевиден:

 

Цели  перехода

 

Результат

Подтверждение статуса добросовестного и ответственного налогоплательщика

Цель достигнута

Повышение эффективности взаимодействия с налоговыми органами

Эффективность существенно возросла за счет появления дополнительного канала коммуникаций (Витрина данных) и постоянного диалога с налоговыми органами

Повышение уровня автоматизации

Цель достигнута

Повышение качества учета и внутреннего контроля

Качество существенно возросло за счет произведенных по итогам диагностики доработок, а также дополнительных возможностей анализа и контроля, заложенных в Витрину данных.

Освобождение от налоговых проверок, снижение расходов и трудозатрат на их сопровождение

Текущий эффект отсутствует, т.к. одновременно с высвобождением ресурсов на сопровождение проверок тратится много лишних ресурсов на знакомство сотрудников и налоговых инспекторов с Витриной данных и выстраивание порядка работы.

Положительный эффект ожидается в течение второго года участия в налоговом мониторинге.

Снижение налоговых рисков путем получения Мотивированного мнения

Мотивированного мнения пока не запрашивали и оценить эффект не успели. Но сам факт наличия такой возможности оцениваем безусловно положительно и в дальнейшем рассчитываем ей воспользоваться.

«Быстрое закрытие» налоговых периодов (в сравнении с традиционной формой контроля) – не позднее 9 месяцев после окончания года

Эффект может быть оценен в течение второго года участия в налоговом мониторинге.

 Итоги

Сегодня становится все более очевидно, что налоговый мониторинг действительно представляет собой серьезный тренд и в долгосрочной перспективе переход на него предстоит подавляющему большинству крупнейших налогоплательщиков.  Поэтому на сегодняшний день мы оцениваем свое решение вступить в налоговый мониторинг как  совершенно правильное и своевременное.

 

[1] За год, предшествующий году подачи заявления о проведении налогового мониторинга, должны одновременно выполняться следующие условия:

-       совокупная сумма налогов не менее 300 млн руб. (с 01.07.2021 – не менее 100 млн руб.)

-       суммарный объем полученных доходов не менее 3 млрд руб. (с 01.07.2021 – не менее 1 млрд руб.)

-      совокупная стоимость активов не менее 3 млрд руб. (с 01.07.2021 – не менее 1 млрд руб.)

Ближайшие мероприятия

Получить консультацию

Заполните форму, и наш специалист свяжется с вами в течение 1 часа в рабочее время.

Имя и фамилия

Телефон

Поля обязательные для заполнения —