Существует мнение, что пищевка — это достаточно простой вид бизнеса: относительно короткий цикл производства, малое количество производственных переделов, простое оборудование и простой тех. процесс, относительно небольшой производственный персонал. И эта простота пищевой отрасли вроде бы делает процесс автоматизации такого предприятия тоже относительно простым.
С первым утверждением можно отчасти согласиться — организация хлебокомбината или мясопереработки действительно проще организации какого-нибудь машиностроительного завода. Но кроме простоты самого бизнеса нужно учитывать ещё и его окружение, а в случае пищевик оно достаточно «суровое»:
- Основным рынком сбыта являются торговые розничные сети, которые активно конкурируют между собой по ценам и зачастую эта конкуренция перекладывается на плечи поставщиков. Рентабельность пищевки нередко измеряется процентами.
- Кроме цен существенным фактором является организация логистики: во-первых товар скоропортящийся, во-вторых покупатели (те же сети) требуют точного времени доставки товара в магазины. Зачастую у сетевых магазинов с поставщиком оговорено временное окно (не более 30 минут), в течение которого машина с товаром должна прибыть к магазину, заявить о прибытии, разгрузить продукцию, передать документы и забрать возвратную продукцию. Если это помножить на то, что таких магазинов может быть несколько сотен в одном городе, а иногда возить товар приходится и в другой регион, километров за 500−600, то доставка товара превращается в высокое искусство.
- Проблема возвратной продукции: сети фактически берут товар на реализацию, всё, что будет не распродано до момента истечения срока годности, полностью возвращается поставщику. И это не единичные случаи, а общая практика работы с сетями, прописанная в договорах поставки.
- «Длинные» сроки отсрочки платежа — средняя отсрочка платежа от 30 до 60 дней. Причем срок отсрочки начинает отсчитываться не с момента передачи товара в магазин, а только после акцепта документов поставщика в магазине. То есть, если вдруг выяснится, что в документах у вас есть несущественные неточности (например, не соблюдена разметка накладной, которая принята в данной сети), покупатель потребует предоставить верную копию и только после её приемки примет товар к оплате. Теперь опять же нужно помножить это на логистику в другие регионы. Неявно к сроку отсрочки в 30 дней может прибавиться ещё 10−15 дней на разрешение проблем с документами. Из моей практики одним из самых придирчивых покупателей являлась сеть METRO C&C, которая иногда требовала заменить документы до 3−4 раз.
- «Длинные» договоры поставки с существенными штрафами за несоблюдение условий поставки. Под условиями поставки подразумевается наличие необходимого товара на складе в необходимом количестве (или штраф за недопоставку), ненадлежащее качество товара (штраф и расторжение договора), преждевременное расторжение договора (штраф и невозможность заключить договор повторно в течение длительного срока).
Всё это изведано мной на собственном опыте, я длительное время (шесть лет) проработал директором И Т Волгоградского мясокомбината.
Теперь о самом пищевом бизнесе и его «внутренней» простоте: она тоже кажущаяся. Начиная с того что весь товар и сырьё скоропортящееся и нужно виртуозно строить планы на производство и закупку, так чтобы в нужный момент у нас было товара столько сколько нужно и не меньше и не больше. Иначе мы или получим штраф от сетей за недопоставку или получим излишек продукции, который уже через несколько дней испортится.
Это вроде бы компенсируется короткими сроками производства, но в мясопереработке, например, кроме обычных колбас существуют и сырокопченые и сыровяленые продукты, срок изготовления которых измеряется месяцами. То есть для того чтобы сегодня отгрузить нужную партию «Москвички с/в» нужно два месяца назад заложить её в производство в нужном количестве.
Кроме самого производства необходима достаточно точная внутренняя логистика. Во-первых, мы всегда должны подбирать и отгружать партию продукции с определенным сроком годности — товар не должен быть просрочен, но и дата выпуска должна быть самая ранняя из возможных. Тоже самое касается и сырья: мы должны забирать в производство те партии сырья, которые имеют самый ранний срок годности. Во-вторых, усушка, утруска, выморозка, порча играют существенную роль в рентабельности бизнеса. В-третьих, не всю продукцию разрешено хранить и транспортировать совместно, а это накладывает определенные требования на наличие необходимых складских площадей и организацию товарных потоков между ними.
Ещё есть процессы документального сопровождения товаропотоков и в пищевой промышленности это документирование очень строгое. Необходимо регулярно замерять и фиксировать качественные параметры приобретаемого и используемого сырья, необходимо получать и своевременно обновлять соответствующие сертификаты на готовую продукцию, нужно рассылать копии этих сертификатов покупателям (в торговые сети). Ну и сама печать отгрузочных документов достаточно сложна: в течение краткого периода времени (час или два), чаще всего ночью (чтобы утром продукция была уже на прилавке магазина) нужно распечатать и завизировать массу документов. В моем случае (на примере Волгоградского мясокомбината) за два ночных часа с 3 до 5 утра нужно было подготовить пакет документов на 40−50 транспортных маршрутов, каждый из которых развозит товар на 10−20 торговых точек. То есть нужно напечатать в районе 600−700 накладных ТОРГ-12, столько же ТТН и столько же счетов фактур. Причем документы одного типа могут быть разные для разных сетей (иметь отличную разметку, содержать дополнительную информацию, принятую в данной сети). Всё это нужно оперативно напечатать, разобрать по маршрутам, завизировать печатью и подписью и отдать шоферам.
Ну и самое последнее — предприятие пищевой отрасли практически всегда живет 24 часа в сутки 7 дней в неделю, то есть процессы протекают непрерывно. И любые сбои (в том числе по причине автоматизированной системы учета предприятия) чреваты большими потерями. Опять же из моей практики, время на всякие сервисные операции было ограничено 4 часами в ночь с субботы на воскресенье. За этот короткий промежуток времени нужно было успеть установить новое программное обеспечение на рабочие места, заменить оборудование, развернуть новый релиз учетной системы. А потом завод начинал работать опять, и до следующей субботы времени на исправление ошибок уже не будет.
То есть простота пищевой отрасли весьма относительна, а конкуренция на этом рынке очень высока. У тебя всегда есть несколько оппонентов, которые готовы заменить твой товар на прилавках. И это даже в небольших городах.
Все перечисленные выше проблемы практически невозможно разрешить без использования информационных технологий. В своей статье я постараюсь рассказать о своем опыте и опыте своих коллег из группы компаний «Раздолье» по автоматизации предприятий пищевой отрасли. В статье будут приводиться примеры автоматизации следующих предприятий: Группа компаний «Добрый Колбасник», Волгоград и кондитерско-булочный комбинат «Черемушки», Москва.
ГК «Добрый Колбасник» долгое время являлся одним из лидеров среди мясокомбинатов Волгограда и Волгоградской области. Мы первые начали работать с сетями, у нас у первых на предприятии появилась учетная система на базе 1С 8, у нас у первых была разработана система транспортной логистики, которая позволяла в течение двух часов одним человеком распланировать доставку товара на 600−800 торговых точек с разными временными слотами доставки, у нас у первых (да и наверное у единственных в области) отсутствовал склад готовой продукции. Вся продукция изготавливалась к сроку поставки, и склад готовой продукции был совмещен с помещением экспедиции, где шла отгрузка товара, то есть товарный запас равнялся потребности отгрузки в течение ближайшего дня-двух. Мы первые в области реализовали схему гравитационного склада, когда товар подавался из цехов на стеллажи, где под собственным весом коробка с готовой продукцией «съезжала» в руки сборщика-комплектовщика, обеспечивая тем самым FEFO последовательность использования товара для комплектации.
На данном предприятии я проработал почти 6 лет в должности заместителя генерального директора по развитию. Предприятие производило колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, рыбу и рыбные консервы. Клиентами предприятия являлись все сетевые магазины, работающие в Волгограде и области, а также сетевые магазины Калмыки, Ставропольского края, Краснодара и области, Воронежа и Воронежской области, Ростова и Ростовской области. В день отгружалось от 50 до 100 тонн продукции. На эти показатели предприятие вышло за достаточно короткий период с 2004 по 2008 года. Одни из драйверов роста предприятия было внедрение автоматизированной учетной системы на базе 1С. В 2010 году предприятие продано собственником.
КБК Черемушки — одно из ведущих предприятий московской пищевой отрасли, сфера деятельности которого охватывает разработку, производство и реализацию хлеба, хлебобулочных изделий, мучных кондитерских изделий и кремовых тортов. Продукция КБК Черемушки широко представлена на все территории РФ. Узнаваемыми брендами компании являются торты «Чародейка», «Персидская ночь», выпечка «Сдобная особа». На предприятии работает около 2 тысяч человек.