Почему не получается? Можно выделить ряд причин:- законодательство требует вести позаказный учет деятельности, следовательно, нужна информация по заказам, которая следует из договоров;
- в законодательных актах прописаны требования к четкой процедуре открытия и закрытия заказов для контроля отнесения затрат;
- большое количество отчетности для управляющей компании (например, реестр договоров, портфель заказов и т. д.).
- Информация по взаиморасчетам должна быть привязана к конкретным договорам с заказчиками, этапам выполнения договора, спецификациям поставки, в отдельных случаях — к конкретным изделиям. Без такой привязки невозможно организовать полноценный бухгалтерский учет — нельзя будет управлять зачетом авансов, считать резервы по сомнительным долгам и т. д.
Как показывает практика, обычно нужная информация хранится в бумажном варианте у ответственных исполнителей в разных подразделениях, что создает трудности для бухгалтерии по ее обработке.
Когда мы запускаем систему, то 2−3 месяца идет только сам сбор первичной информации по открытым договорам и заказам, чтобы занести их в систему. Без этого бухгалтерский учет мы запустить не можем, так как, например, те же затраты мы должны привязывать к заказам.
В процессе реализации проектов нами был накоплен опыт и реализованы доработки, упрощающие работу с контуром учета договоров.
В 1С: ERP существует два справочника: справочник партнеров и справочник контрагентов. Справочник партнеров больше относится к управленческому контуру, для целей регламентированного учета для нас более важен справочник контрагентов. Под контрагентом в системе понимается любое юридическое лицо, с которым предприятие имеет договорные отношения и взаиморасчеты. Клиенты, заказчики, соисполнители, поставщики — все они в системе выступают в качестве контрагентов.
Выглядит карточка контрагента таким образом. Рис. 1.