Для начала расскажу реальную историю, в которой наверняка многие узнают знакомые для себя ситуации.
Не очень крупная, но серьезная производственная компания (примерно 1500 человек) поставила задачу повысить эффективность материально-технического обеспечения: повышение скорости и качества, снижение издержке на МТО.
Вроде бы ничего необычного: настраиваем планы закупок, сценарии формирования потребностей (благо в "1С:ERP" есть типовые варианты), определяемся с договорами-соглашениями-заказами поставщику, настраиваем учёт и контроль движения ТМЦ. Понятно, что ещё нужно будет разобраться с НСИ, зачистить справочники номенклатуры, возможно, поработать со спецификациями, но об этом знает каждый аналитик и руководитель проекта.
Перед тем как выдать клиенту оценку работ и сроки я решила внимательно изучить сайт компании.
И тут выяснилось, что помимо основной производственной деятельности у предприятия есть:- собственные здания, которые они сдают в аренду, ремонтируют и эксплуатируют;
- объекты социальной сферы, доставшиеся с советских времен (гостиницы для командировочных, санаторно-курортный комплекс, поликлиника и т.п.);
- ну и ещё проектная деятельность (ОКРы и НИОКРы, под которые идут специфические закупки, выставки и участие в гос. программах).
И ведь под всё это «хозяйство» тоже требуется материально-техническое обеспечение! Не говоря уже о закупках разного рода работ и услуг.
А еще на предприятии очень серьезная договорная служба и сложные процессы выбора поставщиков и согласования договоров. И это тоже влияет на скорость и качество закупок.
В результате пришлось немного "открутить назад" и уточнить с заказчиком, что же он понимает под «автоматизацией закупок» и какие именно закупки хочет автоматизировать.
Путем небольшого уточняющего опроса, выходящего за рамки изначально сформулированных задач, выяснилось, что, формулируя потребность «автоматизировать закупки», заказчик не осознавал в полной мере, что за этим он имеет в виду, но действительно: масштаб проблем в части управления закупками и потребностей в их решении был гораздо шире.
Что в итоге:- изменение формата обследования: от стандартных интервью к обсуждению и согласованию методики группировки номенклатуры по сегментам и разработке специфических и более детальных сценариев закупок по сегментам: от технологии планирования до процессов обеспечения;
- включение в контур проекта полноценного блока по оптимизации и автоматизации процессов договорной работы;
- выход на отдельный проект по выстраиванию системы бюджетирования, критичной для финансового обеспечения закупок;
- и, что самое важное, - совершенно другие функциональные требования к автоматизации этих процессов, которые не были выявлены в первом случае, но которые точно проявились бы на этапе тестирования и опытной эксплуатации и были бы определены как несоответствующие настроенной системе и ожиданиям внутренних заказчиков.
И если вы думаете, что это какой-то уникальный и специфический пример, я могу привести ещё множество таких же или подобных, с которыми мне регулярно приходится сталкиваться.