Преимущества | Недостатки |
Публичное официальное признание компании ответственным налогоплательщиком (имидж) | Полное раскрытие информации налоговым органам, предоставление онлайн доступа к учетным системам, постоянный налоговый контроль |
Повышение качества внутреннего контроля и налогового учета в результате выполнения требований налогового мониторинга | Повышаются требования к качеству данных и скорости их подготовки, к прозрачности информации |
Освобождение от камеральных и выездных налоговых проверок, снижение расходов на их проведение Однако по факту часть проверок все равно возможна. Например, сохраняются встречные проверки, налоговый мониторинг не распространяется на трансфертное ценообразование. | Данные предоставляются чаще и в большем объеме, при этом налоговые органы могут в любое время запрашивать любые пояснения и документы Большие затраты на доработку ИТ-систем и системны внутреннего контроля (СВК), т.к. налоговый мониторинг предполагает расширенное информационное взаимодействие и предъявляется ряд специфических требований к организации СВК. |
Снижение риска доначисления налогов, пеней и штрафов при получении и выполнении мотивированных мнений | Повышение вероятности обнаружения налоговых рисков, т.к. требуется самостоятельно информировать о них налоговые органы |
«Быстрое закрытие» налоговых периодов (в сравнении с традиционной формой контроля) – не позднее 9 месяцев после окончания года | Необходимость постоянно актуализации СВК Появление дополнительной обязанности по регулярной подготовке и предоставлению отчетности по СВК |
Этап проекта | Задача | Кого привлекали |
Определение параметров участия Подготовка РИВ и прочих документов | Посещение обучающих мероприятий (семинары, вебинары и т.д.) | Консалтинговые фирмы |
Диагностика ИТ-систем, системы учета, СВК | Оценка ИТ-систем, систем учета и СВК на предмет соответствия требований к участникам налогового мониторинга Выявление зон доработки, рекомендации по устранению недостатков | Консалтинговые фирмы |
Подготовка РИВ и прочих документов Настройка и доработка систем, процессов, данных | Разработка проектов документов для перехода на налоговый мониторинг (РИВ, документы по СВК) Разработка локальных нормативных документов, методик и т.д. | Консалтинговые фирмы |
Настройка и доработка ИТ-систем | Приобретение базовой конфигурации «Витрина данных для налогового мониторинга» Настройка базовой конфигурации «Витрины данных» и учетных систем предприятия для интеграции с ней | Разработчики ПО |
Цели перехода | Результат |
Подтверждение статуса добросовестного и ответственного поставщика | Цель достигнута |
Повышение эффективности взаимодействия с налоговыми органами | Эффективность существенно возросла за счет появления дополнительного канала коммуникаций (Витрина данных) и постоянного диалога с налоговыми органами |
Повышение уровня автоматизации | Цель достигнута |
Повышение качества учета и внутреннего контроля | Качество существенно возросло за счет произведенных по итогам диагностики доработок, а также дополнительных возможностей анализа и контроля, заложенных в Витрину данных |
Освобождение от налоговых проверок, снижение расходов и трудозатрат на их сопровождение | Текущий эффект отсутствует, т.к. одновременно с высвобождением ресурсов на сопровождение проверок тратится много лишних ресурсов на знакомство сотрудников и налоговых инспекторов с Витриной данных и выстраивание порядка работы. Положительный эффект ожидается в течение второго года участия в налоговом мониторинге |
Снижение налоговых рисков путем получения Мотивированного мнения | Мотивированного мнения пока не запрашивали и оценить эффект не успели. Но сам факт наличия такой возможности оцениваем безусловно положительно и в дальнейшем рассчитываем ей воспользоваться |
«Быстрое закрытие» налоговых периодов (в сравнении с традиционной формой контроля) — не позднее 9 месяцев после окончания года | Эффект может быть оценен в течение второго года участия в налоговом мониторинге |