Налоговый мониторинг, опыт перехода крупного предприятия

Почему решили переходить? Как выстроили план перехода? Как происходил переход? Какие ошибки cовершили? Как прошла первая проверка?
01.09.2021
Команда
ВЦ Раздолье
Автор статьи
Почему решили переходить? Были ли сомнения? Что окончательно убедило?
Налоговый мониторинг – новая и достаточно молодая форма взаимодействия предприятий с налоговыми органами. Появившись в 2005 году в Нидерландах в качестве эксперимента «Программа горизонтального мониторинга» оказалась весьма успешной и востребованной во многих странах как взаимовыгодный инструмент, основанный на принципиальном изменении в работе налоговых служб – переход от вертикального контроля (т.е. налоговых проверок) к горизонтальному, основанному на взаимном доверии, прозрачности и риск-ориентированном подходе.

В России применение горизонтального мониторинга было начато в 2012 году также в качестве эксперимента, а с 2015 года он получил официальный статус «форма налогового контроля» и под названием «Налоговый мониторинг» стал доступен всем налогоплательщикам, соответствующим суммовым критериям, изложенным в п.3 ст. 105.26 Налогового Кодекса РФ.
Однако первоначально большого интереса у российских компаний налоговый мониторинг не вызвал. У нашего предприятия целесообразность перехода на него также достаточно долго вызывала сомнения, поскольку помимо выгод и преимуществ переход на новую форму налогового контроля имел целый ряд сложностей и недостатков:


Преимущества

Недостатки

Публичное официальное признание компании ответственным налогоплательщиком (имидж)

Полное раскрытие информации налоговым органам, предоставление онлайн доступа к учетным системам, постоянный налоговый контроль

Повышение качества внутреннего контроля и налогового учета в результате выполнения требований налогового мониторинга

Повышаются требования к качеству данных и скорости их подготовки, к прозрачности информации

Освобождение от камеральных и выездных налоговых проверок, снижение расходов на их проведение


Однако по факту часть проверок все равно возможна. Например, сохраняются встречные проверки, налоговый мониторинг не распространяется на трансфертное ценообразование.

Данные предоставляются чаще и в большем объеме, при этом налоговые органы могут в любое время запрашивать любые пояснения и документы


Большие затраты на доработку ИТ-систем и системны внутреннего контроля (СВК), т.к. налоговый мониторинг предполагает расширенное информационное взаимодействие и предъявляется ряд специфических требований к организации СВК.

Снижение риска доначисления налогов, пеней и штрафов при получении и выполнении мотивированных мнений

Повышение вероятности обнаружения налоговых рисков, т.к. требуется самостоятельно информировать о них налоговые органы

«Быстрое закрытие» налоговых периодов (в сравнении с традиционной формой контроля) – не позднее 9 месяцев после окончания года

Необходимость постоянно актуализации СВК


Появление дополнительной обязанности по регулярной подготовке и предоставлению отчетности по СВК




Дополнительным аргументом против для нас являлась слабая проработка законодательной базы по налоговому мониторингу, так как содержащиеся в ней ограничения и оговорки частично нивелировали преимущества налогового мониторинга (например, сохранялась возможность проведения традиционных налоговых проверок при подаче уточненных деклараций с уменьшением суммы налога), а высокая степень неопределенности требований к ИТ-системам, информационной безопасности, СВК и др. увеличивала риски и трудозатраты предприятия.

Однако по мере развития и совершенствования механизма налогового мониторинга к началу 2019 года наше отношение к нему изменилось.

Окончательно в пользу перехода нас убедило следующее:

  • Переход налогового мониторинга из стадии эксперимента в долгосрочный тренд и перспективное направление, позволяющее повысить эффективность взаимодействия с налоговыми органами и определяемое ФНС России как стратегическое направление развития налогового контроля для крупнейших налогоплательщиков.
  • Системное развитие нормативной базы по налоговому мониторингу, в том числе принятие «Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга» (утв. Распоряжение Правительства РФ от 21.02.2020 N 381-р) и Директивы Правительства Российской Федерации от 13.12.2019 N 11528п-П13 о переходе на налоговый мониторинг компаний с госучастием.
Как выстроили план перехода? Что не учли? Что можно посоветовать тем, кто только начинает этот путь?
Переход на налоговый мониторинг был разделен на четыре этапа, реализация которых происходила последовательно-параллельно. Ниже приведена итоговый график проекта (с учетом переносов сроков):
1 этап: Определение параметров участия
Подготовительный этап, на котором были приняты ключевые решения, определившие дальнейший ход проекта:

  • Выбрана дата перехода,
  • Выбран способ информационного взаимодействия,
  • Определен подход к степени соответствия ИТ-систем и СВК требованиям налоговых органов.


Результатом этого этапа стало:

  • Формирование рабочей группы проекта, в которую вошли сотрудники бухгалтерии, внутреннего аудита, юридической и ИТ службы, а также привлеченные внешние консультанты,
  • Составление Плана мероприятий по подготовке перехода на налоговый мониторинг ("Дорожной карты"), включая сроки и очередность выполнения работ.
2 этап: Диагностика ИТ-систем, систем учета
Этот этап представлял собой продолжение подготовительных мероприятий и включал в себя проведение инвентаризации и оценку на предмет соответствия требованиям ФНС России для участия в налоговом мониторинге:

  • существующих ИТ-систем и СВК, включая анализ локальных нормативных документов,
  • существующей системы ведения бухгалтерского и налогового учета, формирования отчетности и регистров налогового учета, включая оценку достаточности существующих аналитик и степени автоматизации формирования отчетности и налоговых регистров.

Результатом этого этапа стала:

  • разработка перечня мероприятий и рекомендаций по совершенствованию ИТ-систем, СВК, системы ведения учета и формирования отчетности с целью достижения минимально необходимого уровня, соответствующего требованиям ФНС России для участия в налоговом мониторинге.
3 этап: Подготовка и согласование РИВ и прочих документов
Действующее российское законодательство предоставляет участникам налогового мониторинга достаточно широкий выбор используемых информационных систем, порядка доступа к ним, защиты передаваемой информации, подходов к организации внутреннего контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов и многих других вопросов.

Поэтому данный этап являлся ключевым, т.к. здесь были определены правила и особенности взаимодействия предприятия с налоговыми органами, которых обе стороны обязаны придерживаться в процессе налогового мониторинга.

Результатом этого этапа стали согласованные с налоговыми органами проекты:

  • Регламента информационного взаимодействия с налоговыми органами (РИВ),
  • Документов об СВК, предоставляемых вместе с Заявлением о проведении налогового мониторинга.
4 этап: Настройка и доработка ИТ-систем, учета и СВК
Этот этап являлся завершающим и стал самым продолжительным и затратным.

Мероприятия по его реализации были выделены в три отдельных проекта:

  •    Нормализация налогового учета (проект бухгалтерии):
  •    доработка учетных процессов,
  •    автоматизация и доработка учетных систем,
  •    актуализация внутренних нормативных документов.
  •    Доработка СВК (проект внутреннего аудита и финансовой службы):
  •     доработка внутренних нормативных документов,
  •     доработка контролей и процедур.
  •    Разработка аналитической Витрины данных для налогового мониторинга (проект ИТ):
  •     настройка Витрины данных, подключение к ней ИФНС,
  •     подготовка учетных систем к интеграции с Витриной данных.

Результатом этого этапа стало:

Предоставление налоговым органам доступа к информационной системе (Витрине данных), содержащей весь объем учетных данных от налоговой декларации до первичного документа, а также документов и отчетности по СВК.

В целом наш план перехода оказался правильным и эффективным, ошибку мы совершили только одну – недооценили масштаб предстоящей работы. В результате уже на подготовительном этапе год перехода на налоговый мониторинг был изменен с 2020 на 2021, а в процессе разработки Витрины данных пришлось дважды корректировать Дорожную карту для переноса на более поздний срок ее демонстрации и подключения налоговых органов.

Предприятиям, которые только задумываются о переходе на налоговый мониторинг, можем посоветовать следующее:

  • Трезво оценивать свои силы, ставить реальные сроки и задачи.
  • Помнить о том, что налоговый мониторинг базируется на открытости и взаимном диалоге. Поэтому первое, что надо сделать – обсудить свои планы с сотрудниками налоговых органов. Они готовы к общению, могут предоставить всю необходимую информацию и оказать существенную помощь в подготовке к переходу, что может существенно сэкономить ресурсы предприятия.
Использовали ли консультантов и интеграторов при подготовке к переходу? Почему? Это оказалось правильно?
Нам с самого начало было понятно, что переход на налоговый мониторинг представляет собой достаточно объемный и сложный проект, требующий специальных знаний и существенных трудозатрат. При этом на момент принятия решения о таком переходе собственная экспертиза в нашей компании отсутствовала, а налоговое законодательство содержало лишь очень общий и примерный перечень требований к потенциальным участникам новой формы налогового контроля и информационного взаимодействия.

В результате изложенного на всех этапах проекта мы активно привлекали внешних консультантов для решения целого ряда задач:


Этап проекта

Задача

Кого привлекали

Определение параметров участия


Подготовка РИВ и прочих документов

Посещение обучающих мероприятий (семинары, вебинары и т.д.)

Консалтинговые фирмы

Диагностика ИТ-систем, системы учета, СВК

Оценка ИТ-систем, систем учета и СВК на предмет соответствия требований к участникам налогового мониторинга


Выявление зон доработки, рекомендации по устранению недостатков

Консалтинговые фирмы

Подготовка РИВ и прочих документов


Настройка и доработка систем, процессов, данных

Разработка проектов документов для перехода на налоговый мониторинг (РИВ, документы по СВК)


Разработка локальных нормативных документов, методик и т.д.

Консалтинговые фирмы

Настройка и доработка ИТ-систем

Приобретение базовой конфигурации «Витрина данных для налогового мониторинга»


Настройка базовой конфигурации «Витрины данных» и учетных систем предприятия для интеграции с ней

Разработчики ПО

По итогам реализации проекта решение о привлечении консультантов себя полностью оправдало, т.к. оно позволило:

  • Получить своевременный и качественный результат за счет привлечения экспертных знаний, опыта и готовых наработок (проекты документов, методология СВК, готовое «коробочное решение» для разработки аналитической Витрины данных и др.)

  •  Провести независимую диагностику и оценку состояния и уровня развития нашей автоматизации, систем учета и внутреннего контроля, выявить зоны их доработки и получить рекомендации по дальнейшему развитию.
Как происходил переход? Какие ошибки совершили?
Переход на налоговый мониторинг проводился по двум параллельным направлениям. С одной стороны, велось наполнение Витрины данных документами и информацией, связанными с исчислением (уплатой) налогов и с СВК. С другой стороны, выстраивался и регламентировался процесс взаимодействия подразделений и сотрудников с налоговыми органами и между собой.

И здесь обнаружилась одна ошибка, которую мы допустили: в процессе разработки Витрины данных сделали ставку на внешних и внутренних ИТ-разработчиков и не включили в состав рабочей группы сотрудников эксплуатационных ИТ-служб предприятия. При переходе на налоговый мониторинг это привело к отдельным сбоям и задержкам в ее работе по причине их слабого знакомства с новой системой.

С учетом изложенного можем дать совет изначально вовлекать в проект как можно больше сотрудников и подразделений компании, т.к. при налоговом мониторинге круг прямого или опосредованного общения с ИНФС значительно расширяется – например, у ИТ-служб появятся новые пользователи (налоговые инспекторы, имеющие доступ в учетные системы предприятий), а сотрудники внутреннего контроля начнут участвовать в формировании налоговой отчетности по СВК.
Первая проверка инспектором – как прошла?
Первые посещения налоговыми инспекторами нашей Витрины данных совершенно не походили на налоговые проверки, т.к. их интересовала форма, а не содержание. Вопросы задавались преимущественно по телефону и сводились к поиску нужных окошек, кнопок и пунктов меню.

В дальнейшем же вопросы стали более традиционными, по содержанию - аналогичными классическим требованиям о предоставлении пояснений/информации, но гораздо более удобными по форме – журнал запросов/ответов в Витрине данных с возможностью дать ссылку на любой документ, учетный регистр или декларацию в этой же Витрине данных.
Первый год на Налоговом мониторинге – какие выводы? Есть ли польза?
Первый год нашего участия еще не завершен, поэтому делать окончательные выводы рано. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что польза от проекта однозначно есть - все краткосрочные цели достигнуты и эффект от них очевиден:


Цели перехода

Результат

Подтверждение статуса добросовестного и ответственного поставщика

Цель достигнута

Повышение эффективности взаимодействия с налоговыми органами

Эффективность существенно возросла за счет появления дополнительного канала коммуникаций (Витрина данных) и постоянного диалога с налоговыми органами

Повышение уровня автоматизации

Цель достигнута

Повышение качества учета и внутреннего контроля

Качество существенно возросло за счет произведенных по итогам диагностики доработок, а также дополнительных возможностей анализа и контроля, заложенных в Витрину данных

Освобождение от налоговых проверок, снижение расходов и трудозатрат на их сопровождение

Текущий эффект отсутствует, т.к. одновременно с высвобождением ресурсов на сопровождение проверок тратится много лишних ресурсов на знакомство сотрудников и налоговых инспекторов с Витриной данных и выстраивание порядка работы.

Положительный эффект ожидается в течение второго года участия в налоговом мониторинге

Снижение налоговых рисков путем получения Мотивированного мнения

Мотивированного мнения пока не запрашивали и оценить эффект не успели. Но сам факт наличия такой возможности оцениваем безусловно положительно и в дальнейшем рассчитываем ей воспользоваться

«Быстрое закрытие» налоговых периодов (в сравнении с традиционной формой контроля) — не позднее 9 месяцев после окончания года

Эффект может быть оценен в течение второго года участия в налоговом мониторинге



Итоги
Сегодня становится все более очевидно, что налоговый мониторинг действительно представляет собой серьезный тренд и в долгосрочной перспективе переход на него предстоит подавляющему большинству крупнейших налогоплательщиков. Поэтому на сегодняшний день мы оцениваем свое решение вступить в налоговый мониторинг как совершенно правильное и своевременное.

За год, предшествующий году подачи заявления о проведении налогового мониторинга, должны одновременно выполняться следующие условия:

  • совокупная сумма налогов не менее 300 млн руб. (с 01.07.2021 – не менее 100 млн руб.)
  • суммарный объем полученных доходов не менее 3 млрд руб. (с 01.07.2021 – не менее 1 млрд руб.)
  • совокупная стоимость активов не менее 3 млрд руб. (с 01.07.2021 – не менее 1 млрд руб.)

Читайте статьи от наших экспертов

Наши эксперты

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
и получите готовое решение

Готовое решение
Александр
Специалист по автоматизации