Если взглянуть на индустриальную историю России, то её начало было заложено в тот момент, когда Петр I решил строить корабли – судостроение стало двигателем прогресса, оно позволило развиться другим отраслям промышленности, активно способствовало торговле, страна получила серьезный аргумент в военных спорах. Началась эпоха активных географических открытий восточных территории Российской Империи – был изучен Дальний Восток, открыта Аляска.
С развитием авиации и космической отрасли, судостроение уже не является наиболее сложной отраслью производства, но, так или иначе, способность государства строить собственные корабли, военные или гражданские, – это тот признак, без которого нельзя говорить о современной, состоявшейся промышленности и экономике.
В конце восьмидесятых СССР имел второй по численности флот на планете, он уступал только флоту США. Численность одних только военно-морских сил страны составляла 1561 корабль. Одновременно на верфях строилось два авианосца (один из них атомный), 11 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 18 многоцелевых атомных подводных лодок, семь дизельных подводных лодок, два ракетных крейсера (в том числе один атомный), 10 эскадренных миноносцев и больших противолодочных кораблей.
При строительстве авианосцев в городе Николаев (УССР) разрабатывался новаторский на тот момент метод работ – технология модульной сборки кораблей. Что позволяло существенно снизить стоимость работ и срок изготовления судна.
К сожалению, затем случились 90-е, страна потеряла существенную часть своего научного и промышленного потенциала, судостроение оказалось среди тех отраслей производства, которые пострадали больше всего.
Причин этому множество, а среди главных следующие:- Рентабельность судостроительной отрасли тесно связана с объемом выпуска – судостроительное предприятие получает прибыль, только если оно выпускает несколько однотипных кораблей. В судостроении это называется серией. Экономика СССР предполагала крупносерийную работу, когда одновременно заказывалось не менее трех-пяти судов. С началом 90-х объёмы закупок резко сократились – обычной стала ситуация, когда серия состояла из одного головного корабля, предприятие делало его в лучшем случае по себестоимости, а чаще всего и в убыток.
- Судостроение СССР предполагало серьезную межотраслевую кооперацию – в условиях строящейся рыночной экономики произошел распад сложившихся связей, часть предприятий оказалась вообще на территории других стран, где на государственном уровне было принято решение свернуть все судостроительные работы. Живой пример этого – судостроительные верфи Николаева, одни из самых крупных в СССР, они были полностью уничтожены в течение нескольких лет после признания независимости Украины.
- Судостроение СССР было активно связано с оборонно-промышленным комплексом страны – практически всегда гражданские и военные корабли строились на одних и тех же верфях и военные инвестиции и разработки шли на развитие гражданского производства. С началом эпохи разоружения объем гособоронзаказа сократился, чаще всего он стал связан не со строительством новых судов, а с ремонтом или модернизацией прежних. Как следствие заводы лишились одного из важных направлений сбыта, остановилось развитие производства.
В последние годы ситуация в судостроительной отрасли России начала активно меняться в лучшую сторону – было принято несколько законодательных актов, которые усилили надзор за техническим состоянием судов (возникла необходимость в их модернизации для обеспечения безопасности судоходства). Международная ситуация потребовала срочного перевооружения военно-морского флота РФ – появились новые крупные госзаказы.
Но эти, безусловно положительные события, также показали существующую техническую отсталость многих верфей страны, что во многом связано с тем, что методы работы судостроительных предприятий России практически не менялись с момента распада СССР, в то время как судостроение остальных морских держав продолжало активно развиваться.
Это отставание отчасти может быть устранено за счет приобретения нового производственного оборудования. Возможен переход на новые технологии строительства судов (крупноблочные-модульные работы). Но одной из первых задач, которую нужно решить, является задача организации автоматизированной системы конструирования-планирования и учета на предприятии, без этого сейчас невозможно говорить о каком-либо реальном прогрессе в отрасли.
Чтобы это высказывание не было голословным в следующей главе мы рассмотрим пример работы современного судостроительного предприятия (из опыта посещения ведущих судостроительных предприятий Германии и Южной Кореи).