И надо понимать, что в итоге на выходе вы получите только количество номенклатуры, по которой надо еще будет определить стоимость. И стоимость эта должна будет совпасть с остатками по регламентированному учету, которые вам дадут бухгалтера. Вам с экономистами или бухгалтерами необходимо придумать схему, как полученную извне сумму «размазать» по посчитанному количеству. При этом не стоит забывать, что сумма будет скорее всего разной для бухгалтерского и налогового учета, что надо обязательно учитывать в правилах распределения. И потом, в марте, когда бухгалтерия закроет год, вам надо будет проделать это упражнение еще раз, со скорректированной суммой.
Любая схема, будь то «распределять по плановой себестоимости» или «распределять по цене последней закупки» будет основываться на определенных допущениях, которые могут привести к перекосам по стоимости, когда вы из цеховых кладовых начнете списывать ТМЦ в производство. Таким образом, чтобы обезопасить проект, я рекомендую по переносу остатков НЗП написать отдельное техническое задание, которое согласовать со всеми службами. В числе прочего ТЗ должно включать в себя и график проведения инвентаризации.
Уже после получения количественно-суммовых остатков в системе надо обязательно совместно с экономистами провести аудит 20% позиций номенклатуры с самой большой стоимостью на предмет адекватности их цены.
Дополнительно стоит обратить внимание, что со 100-процентной точностью НЗП вряд ли будет пересчитана. Всегда будут отклонения, и вам еще перед запуском надо решить, что вы будете делать в случае, когда рабочие в цехе будут пытаться в программе списать то, чего в учете на кладовой не числится. Обязательно нужен простой и быстрый механизм реакции, иначе старт проекта захлебнется в непроведенных документах «этап на производство». Плохая идея – удалять то, что мешает провестись документу, потому что потом проблему будет уже не отловить, и в результате первого расчета себестоимости вы можете получить деталь стоимостью 100 рублей вместо 10 тысяч, что подорвет доверие к программе.
Мы обычно временно даем возможность начальникам цехов приходовать ТМЦ на свои кладовые (1м числом месяца запуска). Это, во-первых, дает нам конкретные количественные данные по качеству входящих остатков, в во-вторых, предоставляет нам какое-то время, чтобы с ними разобраться, не останавливая процесс.
Мысль, которую я пытаюсь донести: хотя формально выдача входящих остатков для загрузки в новую систему – это задача заказчика, но она легко может загубить весь проект, поэтому позаботиться об этой проблеме нужно обеим сторонам.
Для предприятий, которые выполняют госзаказ, дополнительно следует проработать вопрос с отнесением остатков ТМЦ в кладовых к номерам контрактов. Тут тоже возможны различные варианты, в зависимости от предприятия. Обычно, если в учете у клиента не было такого деления, то мы на входе в новую систему все материалы в кладовых считаем остатками организации, а нормальный раздельный учет уже делаем с момента запуска программы в работу.
Более адекватный вариант для проекта – это если у начальников цехов где-то все-таки ведутся номенклатурные остатки, на которые можно опереться при получении остатков. Но проблема с суммой БУ и НУ, которые нужно будет по ним распределить, все равно останется.
Самый хороший вариант – это если в старой информационной системе велись цеховые кладовые в виде складов на 10ке. То есть все, что нам нужно, уже есть: и номенклатура, и количество, и стоимость. Если клиент готов перевести их в новую систему на 20ку для удобства работы, то остатки сначала вводятся именно как остатки на вспомогательный склад на 10ке 31м декабря по схеме, которая будет описана ниже, а 1-ым января создается документ «Перемещение товаров», который переведет остатки со вспомогательного склада на цеховые кладовые. Сумма на 20ке появится уже после закрытия января.
Итак, допустим, что нужные остатки по материалам вы все-таки получили. Теперь давайте рассмотрим технологию, как именно их ввести в программу.
Остатки на складах (обычных и кладовых) вводятся документом «Ввод начальных остатков». Они находятся в разделе «НСИ и администрирование» - «Начальное заполнение» - «Документы ввода начальных остатков». Документы вводятся с типом операции «Собственные товары».
В шапке документа указывается склад и подразделение. Подразделение указывается справочно. В том случае, если остатки вводятся на цеховую кладовую, то в движения подразделение будет вставать именно из реквизита кладовой, а не из того подразделения, которое вы указали в шапке документа.
Также в документе указывается вид деятельности для целей НДС и партия. Если с первым понятно, то партию давайте рассмотрим более подробно.
Партией может выступать либо внутренняя накладная, либо накладная поставщика.